Как построить домашние занятия, секреты
Любая мама озабочена тем, чтобы её чадо вовремя заговорило, да не просто так, а с правильной дикцией, успешно усваивая новые слова и умело строя фразы. Речь — обязательный навык для человека, поэтому его развитию необходимо уделять особое внимание. Поговорим о том, как это лучше делать.
Разыщите и изучите его книгу «Детский аутизм и ABA», из неё вы узнаете:
Могут пересказать диалог с другим ребёнком или взрослым, давая при этом попутные замечания (понравилось, обидно, нечестно, правильно). В этом возрасте детки активно осваивают новые для них типы предложений — с причиной, предположением, побуждением и повелительным наклонением (потому что…, наверно…, давай… и т.д.).
Пятилетки знают намного больше существительных и глаголов, умеют верно подобрать прилагательное, активно используют простые наречия (хорошо, тепло, быстро, близко и пр.). Речь стремительно развивается, появляется интерес к декламации стихотворений, рассказам по картинке, мультику, сказке без помощи мамы.
Обстановка имеет большое значение для концентрации внимания, так что обеспечьте вам обоим комфорт и спокойствие.
Развитие речи у аутичных детей упирается в слабый отклик на словесном уровне и несоответствие (отсутствие) ответа на вопрос. Как научить говорить того, кто не повторяет за вами ни слов, ни звуков, а часто даже не реагирует на обращение?
Устные занятия тоже важны, для них приготовьте детские считалочки, стишки, песенки и скороговорки. Метод скороговорок для развития речи детей идеален для укрепления артикуляционного аппарата и очень нравятся детям. Разучите вместе несколько простых, затем переходите к более сложным и длинным. Произношение малыша улучшится очень быстро.
Чтобы стимулировать процесс и помочь малышу учиться, нужно организовать домашние занятия в форме игр. Для этого желательно отвести в комнате зону с хорошим освещением, удобным столом и стульями (если есть возможность, используйте детскую мебель) или мягким ковром, креслами-мешками.
Чтобы достичь успеха по любой методике, вы должны постоянно напоминать себе о значении речи в развитии ребёнка с аутизмом: каждый раз, когда вам удаётся вывести общение с ним на новый уровень, вы оказываете неоценимую помощь будущей личности, которой придётся жить в социуме и адекватно выражать себя перед другими людьми. Будьте настойчивы, последовательны и терпеливы, и ваши старания обязательно вознаградятся!
Такая подготовка совершенно необходима для дошкольного обучения письму и чтению, а последние два пункта остаются актуальными на протяжении всего школьного обучения.
Всё меньше становится игр с повторением одного и того же слова, возникает живой интерес к воспроизведению целых предложений. Также малыш в этом возрасте уверенно даёт ответ на простые закрытые вопросы (да—нет), иногда уже в силах немного пересказать любимую сказку или описать то, что видит на картинке или на улице в нескольких фразах.
Следующая книга, которую нужно обязательно изучить — Это «Развитие речи у аутичных детей» Ларисы Нуриевой. Её методика позволяет обучить ребёнка речевому общению в обход его дефекта — через картинки, музыку, массаж, запахи. Её тренинги, тем не менее, не оторваны от главного — научить произносить звуки, слова, целые предложения, читать и понимать текст на слух.
Обычно малыши уже к 3 годам могут хорошо отличать предметы и давать им правильные названия и характеристики. В это же время активно проявляется словотворчество, когда названия придумываются из любимых слогов или путём слияния частей разных слов, по аналогии и т.п. (ластица — «ласточка+птица», петушка — «курица», дидика — «дедушка»).
Картинки для детей на развитие речи отходят в прошлое, лучше идёт дело со сказками в красочных рисунках, книжками-раскладушками. Можно делать инсценировки сказок с бумажным или кукольным театром, давая малышу разыгрывать диалоги любимых героев.
Однако от матери ожидаются гораздо большие усилия, чтобы, используя дикцию, ускорить и облегчить освоение звукового лада речи, расширить лексикон и разнообразить набор готовых фраз для общения.
Используйте разнообразный методический материал:
Проще говоря, это значит — научите своего ребёнка говорить. Но разве он не научится этому так или иначе, слушая вас и повторяя за вами сначала звуки, потом слоги и, наконец, слова и целые фразы? Конечно, научится, особенно если от природы склонен активно познавать новое и интересное.
Цели развития речи детей раннего возраста должны быть следующие:
Разговор 4 и 5-летних уже состоит из прочных законченных фраз, которые могут быть связно нанизаны на сюжет сказки или мультика. Пересказ событий на детской площадке может быть гораздо интереснее в этом возрасте за счёт освоения разных глаголов. Уже появляется навык последовательного пересказа диалога.
Советуем вам обратить внимание на последние разработки методистов. Сегодня в специализированных обучающих центрах применяют ABA (c англ. прикладной анализ поведения) — разработку Роберта Шрамма, позволяющую обойти первичный отказ аутиста отвечать и разговаривать.
Первоклассники 6-7-летнего возраста быстро пополняют словарный запас, учатся использовать синонимы и антонимы, многозначные слова (кисть, замок), узнают отличие литературной и разговорной речи, этикет общения, развивают речевую и артикуляционную память. Когда прошлые этапы хорошо освоены, на этом можно начинать занятия иностранными языками.
Родителям нужно запастись терпением и обязательно освоить одну из методик общения и обучения для аутистов. На помощь придут специальные классы, семинары и книги (есть и в интернете), посещение занятий с педагогом — специалистом по работе с аутичными детьми.
Источник: http://smbj.ru